12.09.2023
Людмила Георгиевна в своем выступлении отметила, что понятие ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ раскрывается через использование понятий - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И УГРОЗА.
Психологическая безопасность образовательного процесса - это состояние психологической защищенности ребенка от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и отношению к самому себе.
Людмила Георгиевна обратила внимание присутствующих на основные источники угроз психологической безопасности личности.
К ИСТОЧНИКАМ угроз психологической безопасности ребенка следует отнести:
1. Манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности: это проявляется в том, что педагоги стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы как в деятельности, так и в принятии решений.
2. Индивидуально-личностные особенности персонала, участвующего в образовательном процессе и ежедневно вступающего во взаимодействие с детьми.
3. Межличностные отношения детей в творческих объединениях. Бывает такое, что детское сообщество отвергает кого-то из сверстников, а педагоги долгое время этого не замечают или не находят достаточно эффективных средств для устранения такого явления. В результате у отвергаемых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме, каковым является для ребенка учреждение.
4. Враждебность окружающей среды: не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты.
5. Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений и, в первую очередь, отсутствие режима проветривания.
6. Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней.
7. Неправильная организация общения. Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых.
8. Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.
9. Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение поощрение будут по-разному восприняты разными учащимися.
10. Необходимо стремиться к организованному интересному началу занятий. Начинайте его энергично. Занимайтесь так, чтобы каждый ребенок с начала и до конца был занят делом. Предотвращайте сразу же попытки нарушить рабочий ритм. Обращайтесь чае с вопросами к тем, кто может отвлечься.
11. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто. Удерживайтесь от излишних замечаний.
12. Систематическая работа с родителями. Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей, вовлечение в совместную творческую деятельность.
В завершение консультации, педагог - психолог отметила, что психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, в которой все участники имеют положительное отношение к ней и защищены от психологического насилия во взаимодействии. Доброжелательная атмосфера; высокие ожидания от работы детей без предвзятости, высокий уровень вовлеченности в образовательную среду и процесс обучения, а также вовлеченность родителей; обучение социальным навыкам взаимодействия - повышают безопасность образовательной среды и ее защитную функцию.