На заседании районной службы медиации присутствовали: педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования учреждений образования Дорогобужского района.
1. Перед присутствующими выступила педагог- психолог, руководитель районной службы Медиации Людмила Смольянинова. Она отметила актуальность данной проблемы в подростковой среде, познакомила с детско-подростковой статистикой, напомнила педагогам основные причины буллинга в подростковой среде:
Буллинг – это повторяющиеся акты различных видов насилия, издевательств со стороны одного лица или группы лиц в отношении индивида, который не может себя защитить; травля одного человека другим, агрессивное преследование одного ребенка другими детьми. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. В сложных случаях может принять некоторые черты групповой преступности. Буллинг всегда преследует цель – затравить жертву, вызвать у нее страх, унизить, подчинить. Поэтому не любая ссора является буллингом.
Буллинг: статистика детско-подростковая
До 10% детей регулярно (раз в неделю и чаще) и 55% эпизодически (время от времени) подвергаются тем или иным формам жестокого обращения, насилия со стороны одноклассников (младший школьный и подростковый) возраст. 11 лет: – 22% мальчиков; – 21% девочек. 15 лет: – 13% мальчиков; –12% девочек. Около 26% матерей считают своих детей жертвами жестокого обращения со стороны одноклассников (инфоурок «Учимся создавать бесконфликтную среду: детский буллинг как разновидность насилия»). Наблюдаются неблагоприятные условия как факторы риска, порождающие насилие среди участников образовательных отношений: • социальные; • средовые; • семейные; • ситуационные; • личностные.
Основными причинами буллинга являются:
– несформированность системы ценностных ориентаций и стремления к позитивному развитию собственной личности;
– в ценностных ориентациях современных подростков зачастую преобладают материальные ценности, удовольствия и развлечения, наблюдается духовно-нравственный нигилизм; среди развлечений значительное место отводится компьютерным играм и интернету;
– зависимость от мнений и точек зрения окружающих людей, высокая степень восприимчивости к негативному социальному опыту взаимодействия с окружающими;
– избегание родительского контроля, высокий уровень конфликтности между членами семьи;
– высокая потребность в общении, наличие проблем, сложностей в общении, обусловленных отсутствием коммуникативных навыков.
В случаях буллинга наблюдается определенная структура участников.
Это – обидчик, преследователь (булли), это – жертва и это – наблюдатель (-ли). Чем хуже школьный климат, тем выше уровень агрессивности. Уровень травли значимо ниже в школах с более высокими показателями школьного климата, а именно – вовлеченностью учителей в учебный процесс, большей их эмоциональной доступностью для учеников, большим уровнем контактов между сотрудниками школы, а также наличием четкой и обязательной для исполнения системой школьных правил. Поэтому возникает необходимость постоянного мониторинга психологического климата в школьных классах и в школе в целом, конфликтов, явлений буллинга в образовательной организации. Это начальное звено в профилактике буллинга.
2. Педагог - психолог Людмила Смольянинова обратила внимание присутствующих на особенности психологического и физического буллинга:
Психологический буллинг имеет несколько подвидов:
• вербальный буллинг – обидное имя или кличка, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, насмешки, распространение обидных слухов, бесконечные замечания, необъективные оценки, унижение в присутствии других детей. Обзывания могут также принимать форму намеков по поводу предполагаемой половой ориентации ученика;
• невербальный буллинг – обидные жесты или действия (плевки в жертву либо в её направлении, показывания неприличных жестов);
• запугивание – использование постоянных угроз, шантажа для того, чтобы вызвать у жертвы страх, боязнь и заставить совершать определенные действия и поступки;
• изоляция – жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом. С ребенком отказываются играть, дружить, гулять, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и другие мероприятия. Это может сопровождаться распространением записок, нашептыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, либо унизительными надписями на доске или в общественных местах;
• вымогательство – от жертвы требуют деньги, ценные вещи и предметы, талоны на бесплатное питание путем угроз, шантажа, запугивания;
• повреждение и иные действия с имуществом – воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы;
• школьный кибербуллинг – оскорбление, унижение через интернет, социальные сети, электронную почту, телефон или через другие электронные устройства (пересылка неоднозначных изображений и фотографий, анонимные телефонные звонки, обзывания, распространение слухов, жертв буллинга снимают на видео и выкладывают в интернет).
Физический школьный буллинг – применение физической силы по отношению к ребенку, в результате чего возможны телесные повреждения и физические травмы (избиение, побои, толчки, шлепки, удары, подзатыльники, пинки). В крайних случаях применяется оружие, например, нож. Такое поведение чаще встречается среди мальчиков, чем у девочек. Подвидом физического буллинга является сексуальный (домогательства, насилие, принуждения к сексу).
3. Перед присутствующими выступила педагог-психолог, методист районного методического объединения педагогов- психологов Вера Константиновна Бакина. Она поделилась профессиональным опытом и рассказала о первичной профилактике:
Первичная профилактика буллинга в образовательной организации
Обеспечение организации в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних предусматривает: – развитие системы дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении; – разработку и реализацию программ дополнительного образования детей, – привлечение к занятиям по этим программам детей, требующих особо педагогического внимания; – организацию постоянного мониторинга посещаемости детьми «группы риска» спортивных секций, творческих коллективов, факультативов, занятий в студиях, клубах; – обеспечение занятости несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации в каникулярное время.
4. Затем Вера Владимировна предложила педагогам принять участие в дискуссии: « Современные формы и методы предупреждения буллинга в детско-подростковой среде». Участники дискуссии выделили следующие методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних: организацию в рамках воспитательно-профилактической работы мероприятий по формированию правовой культуры, гражданской и уголовной ответственности у обучающихся (проведение акций, коллективных творческих дел, нестандартных учебных занятий и т.д.);
– использование педагогами школы современных технологий правового обучения и воспитания;
– использование тренингов, деловых и ролевых игр, социального проектирования, компьютерного программирования, совместной продуктивной деятельности и т.д.;
– организацию участия школьников в реализации социально значимых проектов, конкурсов, акций областного и федерального уровня, направленных на формирование гражданско-правового сознания обучающихся;
– привлечение ведомств, общественных организаций, учреждений культуры, науки, спорта, здравоохранения, родительской общественности для проведения совместных проектов по профилактике буллинга;
– использование информационных материалов, сборников, публикаций, электронных журналов, плакатов, художественной литературы для организации выставок, проведения классных часов, внеклассных мероприятий по предметам, декад правовой культуры и др. по профилактике буллинга;
– проведение опросов, анкетирования обучающихся и родителей по основам правовых знаний, законопослушного поведения, уровню правовой культуры;
– создание страницы на школьном сайте, выпуск школьной стенгазеты, размещение специальных информационных стендов, посвященных интересным аспектам гражданско-правовой культуры и поведения обучающихся. Обязательным является использование различных ресурсов, в том числе информационных (сайты образовательных организаций, горячих линий, телефонов доверия и др.).
5. В завершение заседания педагог- психолог, руководитель районной службы Медиации Людмила Смольянинова напомнила присутствующим службы экстренной психологической помощи:
1. ДЕТСКИЙ ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ 8-800-2000-122 (круглосуточно).
2. Приемное отделение ОГБУЗ Смоленской областной клинической 12 психиатрической больницы (телефон доверия) – 42-76-58 http://sokpb67.zdrav.admin-smolensk.ru/
3. Московский государственный психолого-педагогический университет. Центр экстренной психологической помощи. Детский телефон доверия: 8 (800) 2000-122; 8 (495) 624-60-01. 4. Уполномоченный по правам ребенка в Смоленской области:
http://deti.gov.ru/region/smolensk/bio.
6. Все присутствующие познакомились с памятками: «Нормативно-правовое обеспечение профилактики буллинга»:
Правовая сторона вопроса буллинга как разновидности насилия может рассматриваться в рамках нескольких статей.
УК РФ:
• Ст. 7. (с 16 лет наступает ответственность).
• Ст. 110 – доведение до самоубийства.
• Стт.111,112,115 – умышленное причинение тяжкого, средней тяжести и легкого вреда здоровью.
• Ст. 116 – побои, ст. 117 – истязание.
• Ст. 119 – угроза убийством.
• Ст. 125 – оставление в опасности.
• Ст. 131 – изнасилование.
• Ст. 132 – насильственные действия сексуального характера.
• Ст. 129 – клевета.
• Ст. 130 – об оскорблениях.
• Ст. 137 – о неприкосновенности частной жизни.
Нормативно-правовая основа
1. ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» ст. 9, ст. 33, п. 3.
2. Указ Президента РФ № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» от 31 декабря 2015 г.
3. Федеральный закон РФ от 29.12.2010 № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
4. Федеральный закон № 139-ФЗ от 28 июля 2012 года (в прошлом Законопроект № 89417-6).
5. Федеральный закон РФ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
6. Семейный кодекс, ст. 56, 69, 70.
7. Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2014 № 1430-р (ред. от 01.09.2018) «Об утверждении Концепции развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность».
8. Методические рекомендации по созданию и развитию служб школьной медиации в образовательных организациях / Федеральное государственное
9. Бюджетное учреждение «Федеральный институт медиации» (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 декабря 2015 года № 07-4317).